Основы психологического взаимодействия сотрудников противотуберкулезной службы с детьми и подростками
Аннотация
В лекции представлены сведения о возрастных психологических особенностях детей и подростков, о стилях семейного воспитания, о представлениях о внутренней картине болезни, формирующейся у больных туберкулезом детей и подростков. Проведен анализ эмоциональных потребностей детей и подростков, находящихся в процессе лечения туберкулеза и в изоляции от привычной среды обитания, что позволяет расширить репертуар применяемых методов и методик, делая процесс лечения более комфортным для всех его участников. Психологическое просвещение сотрудников противотуберкулезных учреждений позволяет достигать лучшего взаимопонимания при их общении с детьми, подростками и значимыми для них взрослыми.
Об авторах
О. Б. ЛомакинаРоссия
Ломакина Ольга Борисовна – заведующая отделением социальной, юридической и психологической помощи консультационно-диагностического центра ГБУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»
107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: +7 (967) 028-82-57
В. Г. Ракаева
Россия
Ракаева Вера Гаязовна – психолог отделения социальной, юридической и психологической помощи консультационно-диагностического центра ГБУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента
здравоохранения города Москвы»
107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: +7 (906) 046-79-83
Список литературы
1. Ахтямова А.А., Золотова Н.В., Стрельцов В.В., Баранова Г.В., Овсянкина Е.С. Психологические особенности больных туберкулезом органов дыхания подростков с различными характеристиками заболевания // Туберкулез и болезни легких. – 2016. – Т. 94. – № 1. – С. 10-14.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «ТЦ сфера», 2000. – С. 283-424.
3. Золотова Н.В., Ахтямова А.А., Стрельцов В.В., Баранова Г.В. Туберкулез органов дыхания у детей и подростков: изучение патогенетически значимых психологических механизмов // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 57. – С. 129-140.
4. Иванец Н.Н. Психиатрия и медицинская психология: учебник / Н.Н. Иванец и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – С. 89-95, 795-797, 814-830.
5. Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 1. – С. 16–25.
6. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М.: «Медицина», 1977. – С. 115-118.
7. Мартусова Е.В. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции // Клиническая и специальная психология. – 2016.– Т. 5. – № 3. – С. 78-94.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – С. 410-588.
9. Николаева В.В. Психосоматика: телесность и культура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.В. Николаевой; МГУ им. М.В. Ломоносова, Психол. фак. – М.: Академ. проект, 2009. – С. 101-174.
10. Савункина А.А., Богданова Т.А. Психологические особенности работы с пациентами разного возраста // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933.
Рецензия
Для цитирования:
Ломакина О.Б., Ракаева В.Г. Основы психологического взаимодействия сотрудников противотуберкулезной службы с детьми и подростками. Туберкулез и социально значимые заболевания. 2020;(2):60-64.
For citation:
Lomakina O.B., Rakaeva V.G. The basic principles of psychological interaction between staff of TB control facilities and children and adolescence. Tuberculosis and socially significant diseases. 2020;(2):60-64. (In Russ.)