СРОЧНО В НОМЕР
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ РАБОТЫ
Туберкулез у детей младше трех лет может быстро прогрессировать, велика вероятность генерализации процесса, развития милиарного туберкулеза и туберкулезного менингоэнцефалита. Вакцинация против туберкулеза является одним из основных методов профилактики. Доказано, что у привитых детей заболевание протекает в виде более легких форм, доброкачественно, без осложнений.
Проведена оценка современных особенностей течения туберкулеза у детей младшего возраста в зависимости от наличия противотуберкулезной прививки. Установлено, что среди детей младшей возрастной группы средний возраст заболевших туберкулезом составил 1,56±0,58 года. Каждый четвертый ребенок ранее состоял на диспансерном учете по контакту с больным туберкулезом, однако сбор анамнеза выявил факт контакта в 76,7% случаев.
Не привито против туберкулеза 57,9% заболевших. Основной причиной отсутствия иммунизации является перинатальный контакт с ВИЧ-инфицированной матерью. Среди не привитых против туберкулеза детей чаще выявляются осложненные формы ТВГЛУ (61,7%), генерализованный туберкулез (6,5%), регистрируется бактериовыделение (11,7%), в том числе массивное (3,9%), наблюдается летальный исход (9,1%).
У заболевших при наличии вакцинации зарегистрирована большая частота гиперергических реакций на пробу Манту с 2 ТЕ по сравнению с пробой с аллергеном туберкулезным рекомбинантным (АТР). В случае отсутствия вакцинации БЦЖ преобладают гиперергические реакции на пробу с АТР. Проведенная ранее вакцинация БЦЖ затрудняет использование пробы Манту для выявления и диагностики туберкулеза у детей младшего возраста. В то же время интенсивность реакций на пробу с АТР является косвенным признаком тяжести туберкулеза у детей младшего возраста – осложненные и генерализованные формы заболевания чаще сопровождаются гиперергическими реакциями.
Проведен анализ заболеваемости туберкулезом детей 0–14 лет, подростков 15–17 лет, а также детей в возрасте до 1 года в период с 1990 по 2019 год в Ставропольском крае. В структуре клинических форм генерализованный туберкулез у детей 0–1 года зарегистрирован в 35,1% случаев. За 30-летний период наблюдения среди всех детей, умерших от туберкулеза, дети первого года жизни составили 33,3%. Контакт с больными туберкулезом взрослыми у заболевших детей 0–1 года подтвержден в 59,5% случаев.
Проведен анализ эпидемиологической обстановки в Алтайском крае, связанной с туберкулезом. Оценено влияние отдельных факторов на формирование показателя заболеваемости детей туберкулезом. Эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в Алтайском крае остается неблагополучной. Вследствие плохой организации лечения в крае сформирован большой контингент бактериовыделителей. Доля умерших больных от активного туберкулеза вне стационара в Алтайском крае больше, чем в Сибирском федеральном округе, в 1,4 раза, а в Российской Федерации – в 1,7 раза. Однако уровень первичного инфицирования микобактериями туберкулеза детей и подростков, заболеваемость туберкулезом детей и взрослых, находящихся в контакте с больными туберкулезом, относительно не высокие, что является следствием плохой профилактической и диагностической работы диспансеров в очагах туберкулеза. Соотношение показателей заболеваемости туберкулезом детей (от 0 до 14 лет) и взрослых в Алтайском крае равно 1:4,7, что является вторым по величине в Сибирском федеральном округе (в среднем – 1:6).
ДИАГНОСТИКА И КЛИНИКА ТУБЕРКУЛЕЗА
Проанализированы варианты течения туберкулезной инфекции у 56 детей в возрасте от 2 до 14 лет, отрицательно реагирующих на пробу с аллергеном туберкулезным рекомбинантным (АТР). Выделено 3 группы: I – 28 детей, инфицированных МБТ (50,0% наблюдений); II – 17 детей с впервые выявленными остаточными посттуберкулезными изменениями (ОПТИ) (30,4% наблюдений); III группа – 11 пациентов с активным туберкулезом (19,6% наблюдений).
Всем детям проведено комплексное фтизиатрическое обследование с применением внутрикожных иммунологических проб Манту с 2 ТЕ и пробы с АТР, по показаниям у ряда пациентов тестов in vitro: QuntiFeron test (QFT), тест Т-SPOT.TВ. Выявление туберкулезной инфекции у детей с отрицательными результатами пробы c АТР проводили методом массовой туберкулинодиагностики у детей всех групп: в I группе – в 71,4 ± 8,7% случаев, во II группе – в 94,1 ± 5,9% случаев, реже – у пациентов III группы: в 54,6 ± 15,0% случаев, что объясняется большой долей детей, выявленных по обращению с жалобами, – 27,3 ± 13,4% пациентов (p < 0,05).
Заболевание туберкулезом протекало в виде осложненных форм первичного периода – в 45,5 ± 15,0% случаев, неосложненных форм – в 27,3 ± 3,4% случаев, генерализованных поражений – в 27,3 ± 13,4% случаев. Диагностика специфического поражения происходила в равной мере как в манифестные фазы воспаления: инфильтрации, инфильтрации и распада (45,5 ± 15,0% случаев), так и в фазы продолжающегося обратного развития (неполной кальцинации – в 45,5 ± 15,0% случаев), у одного ребенка было сочетание фаз инфильтрации и кальцинации (9,1 ± 8,7% случаев).
Заключение. Детям при отрицательных реакциях на пробу с АТР необходима индивидуальная комплексная диагностика туберкулезной инфекции.
ТУБЕРКУЛЕЗ И ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ
Представлены клинико-эпидемиологические и медико-социальные характеристики случаев туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией, зарегистрированных у детей от 0 до 17 лет на территории Москвы за период 2004–2018 гг. Установлено, что на развитие сочетанной ВИЧ/ТБ-инфекции у детей оказали влияние не только сочетание нескольких неблагоприятных факторов эпидемиологического, медико-биологического и социального характера, но и отсутствие профилактики заболеваний в группах риска. Это указывает на необходимость строгого соблюдения регламентированных профилактических мероприятий в отношении передачи инфекций детям и развития у них заболеваний.
ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Изучены материалы 1156 больных, получивших лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии для детей от 0 до 18 лет Московского научно-практического центра борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы за период 2000–2020 гг.
В клинической структуре пролеченных детей преобладал туберкулез внутригрудных лимфатических узлов – 34,2%, в том числе у 19,4% – осложненный инфильтративно-ателектатическими сегментарными и долевыми поражениями. Инфильтративный туберкулез составил 13,7%, из них в фазе обсеменения и распада – 8,1%; первичный туберкулезный комплекс – 8,6%; очаговый – 3,2%. Больных туберкулезом множественных локализаций пролечено 12,4%, из них одна четверть – с поражением центральной нервной системы. У 11 больных (26,2% от всех пролеченных пациентов с туберкулезным менингоэнцефалитом) имело место развитие окклюзионной гидроцефалии.
Анализ 20-летнего опыта работы отделения реанимации и интенсивной терапии для детей позволяет констатировать: лечение детей, больных туберкулезом, в современных условиях требует привлечения врачей различных специальностей для раннего выявления и своевременной терапии грозных осложнений туберкулеза. Проведение лечебных бронхоскопий, разгрузочных люмбальных пункций, хирургического лечения окклюзионной гидроцефалии, инфузионной терапии, парентерального питания, профилактики инфекционных осложнений, искусственной вентиляции легких, общей анестезии необходимо использовать в интенсивной терапии детей, больных туберкулезом. При поздно начатом лечении туберкулеза современные методы интенсивной терапии не могут предотвратить неблагоприятный исход.
На основе данных стационарного этапа лечения 907 больных туберкулезом органов дыхания, завершенного в 2016–2018 гг. в одной из ведущих клиник Москвы, дана оценка эффективности хирургического лечения (ХЛ). Проведено сравнение двух групп пациентов, оперированных по поводу туберкулеза и не получивших ХЛ (635 и 272 чел. соответственно).
Среди оперированных пациентов отмечено больше лиц молодого возраста 25–39 лет (52,6% против 35,8%, p < 0,01) и меньше – 60 лет и старше (5,3% против 15,9%, p < 0,01), большая доля работающих (46,8% против 37,8%, p < 0,05) и неработающих (39,4% против 28,7%, p < 0,01) и меньшая доля инвалидов и пенсионеров (p < 0,05).
Практически все (99%) пациенты с распадом легочной ткани, которым было назначено ХЛ, имели либо туберкулему (83,3%), либо фиброзно-кавернозный туберкулез (ФКТ, 16,2%), в то время как у другой группы больных доля таких случаев была равна 20,1%.
Результаты показали очевидную эффективность ХЛ к моменту выписки из стационара. Как для всех пациентов, так и для больных туберкулезом с МЛУ МБТ уже на втором месяце лечения при применении ХЛ достигнуто почти 91–93% закрытия полостей распада, в то время как для остальных пациентов к концу лечения – 51,5%, а на втором месяце – только у 12,7%. При проведении ХЛ прекращение бактериовыделения наступало во всех случаях (100%), причем в 95–98% случаев – уже на третьем месяце лечения. Без ХЛ прекращение наступало в 91,7% курсов (p < 0,05), а у больных с туберкулемой или ФКТ – соответственно в 85,7% и 71,4% (p < 0,05). При ФКТ без ХЛ на третьем месяце лечения бактериовыделение прекратилось только у 21,4% больных.
Для больных туберкулезом с МЛУ МБТ рассматриваемый показатель в целом не дал достоверного улучшения при ХЛ: 100,0% и 89,9% соответственно, но на 2-м месяце лечения значения показателя для курсов с ХЛ были выше, чем без него: 84,2% против 52,2%, p < 0,01.
Обсервационное смешанное (ретро- и проспективное) открытое исследование нежелательных побочных реакций при этиотропном лечении туберкулеза только традиционными препаратами резерва (I группа, 82 чел.) с включением линезолида (II группа, 77 чел.) и линезолида и бедаквилина (III группа, 80 чел.), проведенное у полностью сопоставимых по характеру туберкулезного процесса и коморбидному фону пациентов, показало, что включение в режимы химиотерапии новых противотуберкулезных препаратов не приводит к учащению НПР (I группа – 92,7%, II – 96,1%, III – 87,5%), в т.ч. и выраженных (I группа – 14,6%, II – 18,2%, III – 11,3%), и не становится причиной более частой отмены ПТП (I группа – 58,5%, II – 55,8%, III – 51,3%). Включение в режимы химиотерапии линезолида и бедаквилина не приводит к изменению спектра НПР, а также к значимому росту кардиотоксических, нейротоксических и миелотоксических эффектов. Это указывает на возможность максимально широкого применения новых режимов химиотерапии.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Высшая медицинская школа формирует один из наиболее массовых и социально значимых отрядов интеллигенции. Вузовская подготовка врача-педиатра на кафедре фтизиатрии включает получение им системы профессиональных знаний, умений и навыков, развитие клинического мышления. Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины, определяются современным состоянием фтизиатрии, пульмонологии, педиатрии и других смежных наук, задачами практического здравоохранения по борьбе с туберкулезом.
ЛЕКЦИЯ
В лекции представлены сведения о возрастных психологических особенностях детей и подростков, о стилях семейного воспитания, о представлениях о внутренней картине болезни, формирующейся у больных туберкулезом детей и подростков. Проведен анализ эмоциональных потребностей детей и подростков, находящихся в процессе лечения туберкулеза и в изоляции от привычной среды обитания, что позволяет расширить репертуар применяемых методов и методик, делая процесс лечения более комфортным для всех его участников. Психологическое просвещение сотрудников противотуберкулезных учреждений позволяет достигать лучшего взаимопонимания при их общении с детьми, подростками и значимыми для них взрослыми.
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
В раннем возрасте распространение микобактерий туберкулеза происходит быстро, с яркими клиническими проявлениями. Одной из достаточно редких внелегочных локализаций в этой возрастной группе является туберкулез кожи. Синдром кожного поражения при распространенном (генерализованном) туберкулезе с другими внелегочными синдромами объединяет единство их патогенетических механизмов. По этой же причине наблюдается многообразие проявлений, «размытость» форм, характерное туберкулезу кожи. Представленный клинический случай демонстрирует сложность диагностики поражения кожи и мягких тканей и особенности лечения генерализованного туберкулеза в этой возрастной группе.
Представлено клиническое наблюдение развития COVID-19 у пациентки 47 лет, страдающей туберкулезом с 2005 г., перенесшей резекционные вмешательства на правом легком в 2006 и 2012 гг. В апреле 2019 г. выявлен рецидив туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью возбудителя, в феврале 2020 г. – пневмонэктомия справа по поводу фиброзной многокамерной каверны. 03.04.2020 г. в связи с несостоятельностью культи правого главного бронха – семиреберная торакомиопластика справа. 10.04.2020 г. – интоксикационная симптоматика, выраженная одышка (необходимость кислородной поддержки). 12.04.2020 г. – положительный результат исследования мазка отделяемого из носоротоглотки на РНК SARSCov-2. На КТ от 13.04.2020 г. в единственном левом легком – проявления вирусной пневмонии тяжелой степени (КТ-3). Терапия: лопинавир/ритонавир (14 дней) в сочетании с рекомбинантным интерфероном альфа интраназально (5 дней). К 7-му дню терапии – улучшение самочувствия, нормализовалась температура тела, исчезла необходимость респираторной поддержки. При КТ на 7-й и на 14-й дни лечения – положительная динамика вплоть до полного разрешения вирусной пневмонии. На 11-й и 14-й день – отрицательные результаты исследования мазков и отделяемого из носоротоглотки на SARS-Cov-2. Продолжено лечение по поводу туберкулеза.
ЮБИЛЕЙ
IN MEMORIAM
ISSN 2413-0354 (Online)