Эффективность подготовки врача по дисциплине «фтизиатрия» в странах СНГ при пандемии COVID-19
https://doi.org/10.54921/2413-0346-2021-12-3-68-73
Аннотация
Цель исследования. Aнализ результатов образовательного процесса по дисциплине «фтизиатрия» в странах СНГ при пандемии COVID-19. Материалы и методы. Проанализированы особенности и эффективность использования различных методов образовательного процесса при подготовке врача по дисциплине «фтизиатрия» в странах СНГ при пандемии COVID-19. Рассмотрены основные модели организации обучения, предполагающие традиционные и удаленные форматы с применением дистанционных образовательных технологий. Результаты. Сделан вывод о том, что в системе базового формального образования всех уровней и направлений подготовки дистанционный метод обучения может рассматриваться как форма, усиливающая социально-педагогический, организационный, психолого-дидактический потенциал традиционного («лицом к лицу») формата получения образования. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования.
Ключевые слова
Об авторах
В. М. КоломиецРоссия
Коломиец Владислав Михайлович – профессор кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии, доктор медицинских наук, профессор
405046, г. Курск, ул. Спортивная, д. 35
М. Д. Сафарян
Армения
Сафарян Марина Дмитриевна – заведующая кафедрой, доктор медицинских наук, профессор
375033, Армения, г. Ереван, ул. Маршала Баграмяна, д. 51, кв. 13
Ф. К. Ташпулатова
Узбекистан
Ташпулатова Фатима Кудратовна – заведующая кафедрой фтизиатрии и пульмонологии, доктор медицинских наук
100140, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Юнусабадский район, ул. Богишамол, д. 223
И. В. Буйневич
Беларусь
Буйневич Ирина Викторовна – заведующая кафедрой фтизиопульмонологии с курсом ФПКиП, кандидат медицинских наук, доцент
246000, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Ланге, д. 5
Список литературы
1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2020. – Т. 11. – № 2. – С. 8-24. doi: 10.24411/2220-8453-2020-12001.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 1. – С. 4-25. doi: https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021- 01-04-25.
3. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 101-112. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.
4. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И., Гольев С.С. Педагогическая школа кафедры фтизиопульмонологии Курского государственного медицинского университета: формирование и перспективы // Туберкулез и болезни легких. – 2015. – № 9. – С. 54-58.
5. Коломиец В.М., Павленко Е. П., Буйневич И. В., Ташпулатова Ф. К. Пандемия COVID-19: проблемы и перспективы дистанционного метода преподавания дисциплины «фтизиопульмонология» в отдельных странах СНГ // Проблемы здоровья и экологии. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 142-151.
6. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 1. – С. 105-115. https: //doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105.
7. Перельман М.И. Мысли о диагностике // Туберкулез и болезни легких. – 2013. – № 5. – С. 3-4.
8. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 8-9. – С. 24-42. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-24-42.
9. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавирусной инфекции COVID-19 на ситуацию в Российском здравоохранении. Аналитический доклад / Под общей ред. академика РАН В.И. Стародубова. Версия 1.0 (по состоянию на 26.04.2020 г.). – М., 2020. https://yandex.ru/search/?lr=8&clid=2233626&text.
10. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (Дата обращения 01.07.2021).
11. Arandjelovic A., Arandjelovic K., Dwyer K., Shaw C. COVID-19: considerations for medical education during a pandemic // Med. Ed. Publish. – 2020. – Vol. 9. – N. 1. – P. 87. doi: 10.15694/mep.2020.000087.1.
12. Fawns T., Jones D., Aitken G. Challenging assumptions about “moving online” in response to COVID-19, and some practical advice // Med. Ed. Publish. – 2020. – Vol. 9. – N. 1. – P. 83. doi: 10.15694/mep.2020.000083.1/
13. Cabral V.K., Valentini D.F. Jr, Rocha M.V.V., de Almeida C.P.B., Cazella S.C., Silva D.R. Distance learning course for healthcare professionals: continuing education in tuberculosis // Telemed. J. E. Health. – 2017. – Vol. 23. – N. 12. – P. 996- 1001. https://doi.org/10.1089/tmj.2017.0033.
14. Kachra R., Ma I. Practical tips for faculty development workforce training under pressure in the time of COVID-19 pandemic // Med. Ed. Publish. – 2020. – Vol. 9. – N. 1. – P. 81. doi: 10.15694/mep.2020.000081.1.
15. Reimaging Teaching in a Blended Classroom. Working paper. TNTP: Reimagine Teaching. – 2014. – 18 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.k12accountability.org/resources/Blended-and-Adaptive-Learning/TNTP_Blended_Learning_WorkingPaper_2014-2.pdf (Дата обращения 05.04.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Коломиец В.М., Сафарян М.Д., Ташпулатова Ф.К., Буйневич И.В. Эффективность подготовки врача по дисциплине «фтизиатрия» в странах СНГ при пандемии COVID-19. Туберкулез и социально значимые заболевания. 2021;9(3):68-73. https://doi.org/10.54921/2413-0346-2021-12-3-68-73
For citation:
Kolomiets V.M., Safaryan M.D., Tashpulatova F.K., Buinevich I.V. The effectiveness of training a doctor in the discipline “phthisiology” in the CIS countries during the COVID19 pandemic. Tuberculosis and socially significant diseases. 2021;9(3):68-73. (In Russ.) https://doi.org/10.54921/2413-0346-2021-12-3-68-73