Preview

Туберкулез и социально значимые заболевания

Расширенный поиск

Перспективы непрерывного образования в последипломной подготовке по специальности «фтизиатрия»

Аннотация

Указаны основные факторы, определяющие необходимость совершенствования системы непрерывного медицинского образования с использованием современных методик образования. Важное условие развития данной системы – преемственность с использованием накопленного ранее опыта повышения квалификации врачей и учет специфики преподавания фтизиатрии – концептуальное, организационное и методическое единство в специальности, а также многообразие типов лечебных противотуберкулезных учреждений и множественность локализации туберкулезного процесса.
Даны определения и характеристики основных путей непрерывного образования – самообразование, обучение в учреждениях последипломного образования, а также на рабочем месте, в мастер-классах и школах, проводимых ведущими специалистами по профессии.
Подробно изложены исторические этапы становления системы подготовки и непрерывного образования фтизиатров с начала прошлого века – первичная специализация, стажировка, интернатура, ординатура, подготовка на рабочем месте в клиниках вузов и ведущих противотуберкулезных учреждений и т. п.
Изложены новые элементы системы обучения, предусматривающие не инициативное, а обязательное участие врача в конференциях, конгрессах, мастер-классах, школах, работу на электронных порталах с базами знаний по специальности, участие в дистанционном обучении, выступления с докладами перед коллегами по месту работы и публикацию с обобщением своего практического опыта.
Внесены предложения по использованию кредитных единиц и портфолио врача в системе непрерывного медицинского образования, при этом более увязав их как с исследовательской и образовательной деятельностью врача, так и с его практической работой и ее результатами.
Приведены основные направления совершенствования учебно-методической базы (комплекса) фтизиатрии на основе квалификационных требований и современных методик обучения.

Об авторах

П. П. Сельцовский
ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России; ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Сельцовский Петр Петрович – заведующий кафедрой фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, заместитель директора по научной и организационно-методической работе ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы», доктор медицинских наук, профессор

107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (499) 748-03-26, + 7 (499) 268-67-94



А. С. Свистунова
ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России; ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Свистунова Анна Семеновна – профессор кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, главный научный сотрудник ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы», доктор медицинских наук, профессор

107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (499) 748-03-26



С. А. Скрябин
ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России
Россия

Скрябин Сергей Анатольевич – доцент кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, кандидат медицинских наук, доцент

107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (499) 748-03-26



М. И. Борисова
ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России»; ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Борисова Марина Ильинична – доцент кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России», фтизиатр-консультант родильного дома клиники № 2 ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы», кандидат медицинских наук, доцент

107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (499) 748-03-26



Список литературы

1. Балкизов З.З. Обзор технологий eLearning для медицинского образования // Мед. образование и проф. развитие. – 2011. – № 1. – С. 25-34.

2. Блашенцова С.А., Измалков С.Н. Стратегия и тактика внедрения системы непрерывного профессионального развития в Самарской области // Мед. образование и проф. развитие. – 2010. – № 2. – С. 18-22.

3. Выжигина М.А., Сизова Ж.М., Ших Е.В. Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей // Мед. образование и проф. развитие. – 2010. – № 1. – С. 25-32.

4. Галиновская З. А. Подготовка врачей по туберкулезу // Туберкулез и борьба с ним. Справочное руководство. – М.: Наркомздрав РСФСР, 1926. – С. 357-360.

5. Гиббс Т., Химион Л.В. Определение и значение непрерывного образования // Мед. образование и проф. развитие. – 2012. – № 3. – С. 11-15.

6. Дэйвис Н., Дэйвис Д., Блох Р. Руководство АМЕЕ № 35: Непрерывное медицинское образование // Мед. образование и проф. развитие. – 2012. – № 3. – С. 16-43.

7. О методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах / Письмо Минобразования России № 14-52-988 от 28.11.2002 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-pravo/j4n.htm. (Дата обращения 20.06.2015).

8. Рабухин А.Е. Специализация врачей по туберкулезу и усовершенствование фтизиатров // Теория и практика советской фтизиатрии. – М.: Медицина, 1969. – С. 280-291.

9. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Международные требования к электронным материалам для дистанционного персонифицированного обучения //Мед. образование и проф. развитие. – 2012. – № 4. – С. 18-26.


Рецензия

Для цитирования:


Сельцовский П.П., Свистунова А.С., Скрябин С.А., Борисова М.И. Перспективы непрерывного образования в последипломной подготовке по специальности «фтизиатрия». Туберкулез и социально значимые заболевания. 2015;(4):44-49.

For citation:


Seltzovsky P.P., Svistunova A.S., Skryabin S.A., Borisova M.I. The future trends of the continuous professional medical education in phthisiology. Tuberculosis and socially significant diseases. 2015;(4):44-49. (In Russ.)

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-0346 (Print)
ISSN 2413-0354 (Online)