Preview

Туберкулез и социально значимые заболевания

Расширенный поиск

Психологический портрет детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции

Аннотация

Исследованы индивидуальные психологические особенности 100 детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции, находившихся на излечении в филиале «Детское отделение» МНПЦ борьбы с туберкулезом
ДЗМ, и стили воспитания в их семьях.
Для детей с проявлениями латентной туберкулезной инфекции характерны: низкая сформированность интеллектуальных функций, высокий уровень самоконтроля и хорошее понимание социальных нормативов, повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, безынициативность в выполнении конкретных действий, сложности концентрации внимания и утомляемость; затрудненная адаптация в среде сверстников.
У детей с диагнозом «туберкулез» зафиксированы следующие характеристики: они не уверены в себе, легкоранимы, эмоционально неустойчивы, зависимы от мнения взрослых и других детей, такие дети тревожнее остальных. Нервное напряжение и снижение уровня школьной успеваемости детей с туберкулезом и детей с латентной туберкулезной инфекцией связаны с игнорированием родителями детских потребностей. Степень сформированности интеллектуальных функций у детей перечисленных групп снижается без наличия должного к ним внимания со стороны родителей. Агрессивное поведение и склонность к самоутверждению в социуме проявляется у детей данных категорий при «попустительском» отношении родителей к нормам и правилам социума. Уровень личностной тревожности и снижение концентрации внимания у детей с туберкулезом и различными проявлениями латентной туберкулезной инфекции связаны с нехваткой родительского внимания по отношению к потребностям ребенка.

Об авторе

Е. В. Мартусова
ГБУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Мартусова Екатерина Витальевна – психолог отделения социальной, юридической и психологической помощи Консультационно-диагностического центра ГБУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»

г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (926) 635-20-69



Список литературы

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.

2. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья. – СПб., 2000. – С. 10-85.

3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во Института психотерапии; Изд-во НГМА, 2000. – 320 с.

4. Баранова Г.В. Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания // Туберкулез и болезни легких. – 2010. – № 1. – С. 50-53.

5. Баранова Г.В., Золотова Н.В., Овсянкина Е.С. и др. Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания // Туберкулез и болезни легких. – 2010. – № 1. – С. 50-53.

6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.

7. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Психологическая диагностика отношения к болезни. – СПб., 2005. – 342 с.

8. Ломакина О.Б., Мартусова Е.В., Майстренко А.Н. Оказание психосоциальной помощи больным туберкулезом // Туберкулез и социально значимые заболевания. – 2013. – № 1. – С. 66-72.

9. Лукашова Е.Н., Игишева Л.Н., Копылова И.Ф. Психологические особенности больных туберкулезом подростков // Проблемы туберкулеза. – 2002. – № 1. – С. 39-41.

10. Мартусова Е.В. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Т. 5. – № 3. – C. 78-94.

11. doi: 10.17759/psyclin.2016050306.

12. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. – М. – Воронеж, 1995. – 356 с.

13. Овсянкина Е.С. Актуальные проблемы противотуберкулезной помощи детям и подросткам // Проблемы туберкулеза и болезней легких. – 2009. – № 1. – С. 3-4.

14. Овсянкина Е.С., Прошин В.А. Проблемы перспективы противотуберкулезной работы среди детей и подростков г. Москвы // 4-й (14-й) съезд научно-медицинской ассоциации фтизиатров: тезисы докладов. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полигр.-изд. комбината, 1999. – С. 145-146.

15. Противотуберкулезная работа в городе Москве. Аналитический обзор статистических показателей по туберкулезу, 2015 г. / Под ред. Е.М. Богородской, В.И. Литвинова, Е.М. Белиловского. – М.: МНПЦБТ. – 2016 . – 244 с.

16. Сиренко И.А. Влияние туберкулезной инфекции на психологический статус детей // Туберкулез и болезни легких. – 2010. – № 1. – С. 59-63


Рецензия

Для цитирования:


Мартусова Е.В. Психологический портрет детей младшего школьного возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции. Туберкулез и социально значимые заболевания. 2017;(3):56-60.

For citation:


Martusova E.V. Psychological profile of primary school age children with various manifestations of tuberculosis infection. Tuberculosis and socially significant diseases. 2017;(3):56-60. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-0346 (Print)
ISSN 2413-0354 (Online)